-1

Об исследовании

Исследования предпринимательства  в социальной и экономической психологии. Представляем изложение результатов  многолетних исследований социально-психологических особенностей нового российского предпринимательства. Выбор объекта исследования связан с тем, что в феномене предпринимательства наиболее отчетливо проявляется взаимодействие социально-экономического и социально-психологического компонентов деловой активности субъекта. Основным предметом исследования, подробно рассмотренным  в данной монографии, выступают психологические отношения, которые, являясь существенными социально-психологическими характеристиками предпринимателей как специальной социальной группы, одновременно представляют собой и социально-психологические факторы деловой активности предпринимателей.

Объектом эмпирических исследований являются российские предприниматели  сферы малого и среднего бизнеса. Это представители сравнительно новой социальной группы современного российского общества, привлекающие к себе внимание средств массовой информации и являющиеся частым объектом житейских суждений. Однако в силу своей специфики – высокой деловой активности и связанной с ней малодоступностью для не деловых контактов – представители этой группы являются трудоемкими для строгого научного исследования. Поэтому изучение психологии предпринимателей представляет одновременно и большой интерес, и большие трудности. Примечательно, что авторы стали одними из первых российских психологов, наряду с В.А. Бодровым, В.В. Новиковым, С.К. Рощиным, П.Н. Шихиревым и др., обратившихся к исследованию нового российского предпринимательства как социально-психологического феномена практически одновременно с началом его интенсивного возрождения в 1990-х годах.

С научной точки зрения становление нового российского предпринимательства, как одного из важнейших феноменов жизни современного российского общества, является благоприятной эмпирической базой, своего рода естественным экспериментом, позволяющим проследить закономерности взаимосвязи и взаимодействия социально-экономических и социально-психологических явлений в изменяющемся российском обществе.  Теоретическим основанием данного исследования служит концепция «зонального» взаимодействия социально-психологических и социально-экономических феноменов, разработанная в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В соответствии с этой концепцией, взаимодействие рассматриваемых феноменов может осуществляться в различных вариантах, составляющих некоторые его «зоны». Важно иметь в виду, что социально-психологические феномены не остаются явлениями, отражающими объективные социально-экономические условия жизнедеятельности субъекта.  Существуют такие «зоны» взаимодействия, в которых данные феномены становятся мощными регуляторами экономической активности, определяющим образом воздействуя на реальные социально-экономические условия. Вышеизложенное имеет непосредственное отношение к социальной психологии российских предпринимателей. Проявления высокого уровня их субъектности позволяют убедиться в высокой значимости индивидуально- и социально-психологических характеристик предпринимателей в формировании организационно-экономической и социально-психологической среды  их жизнедеятельности.

 Исследования предпринимательства имеют большое значение для развития экономической психологии как сравнительно молодой отрасли психологической науки, в структуре которой психология предпринимательства составляет целый раздел. С одной стороны, изучение социально-психологических особенностей людей, избравших этот вид экономической деятельности, добившихся в ней успеха и таким образом реализовавшихся, позволяет проследить влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение субъекта, его деловую активность. С другой стороны, изучение социально-психологических характеристик российских предпринимателей и их типов, формирующихся и изменяющихся под влиянием специфических социально-экономических условий, в которых осуществляется деловая активность и  жизнедеятельность предпринимателей, дает возможность изучить влияние этих условий на социально-психологические характеристики субъектов предпринимательской деятельности, особенности их психологического отношения к работе, различным категориям людей и  самим себе. Решение этих научных задач становится возможным в случае изучения социально-психологических особенностей предпринимателей во взаимосвязи с конкретными социально-экономическими условиями их деятельности, что и было реализовано в данной монографии.

Основным аналитическим подходом , на который мы опираемся в данной работе,  выступает сравнительныйметод сопоставления  результатов эмпирических исследований социальной психологии российских предпринимателей. Исследования были проведены  в разных регионах России  на различных этапах изменения социально-экономических условий жизни общества.  Данное обстоятельство позволяет рассматривать каждое отдельное исследование в серии как  самостоятельное, что дало авторам возможность проведения их сопоставительного анализа. Такой анализ позволил выявить, с одной стороны, сходные результаты, свидетельствующие об устойчивых, повторяющихся характеристиках исследуемых социально-психологических феноменов, их взаимосвязях и зависимостях, а с другой – различия, которые, при условии, если изменения носят характер устойчивых тенденций, могут быть интерпретированы как отражение закономерной динамики исследуемых феноменов.

По вышеобозначенным причинам,  теоретически обоснованным и конструктивным представляется выбор в качестве предмета исследования психологических отношенийпредпринимателей. Психологические отношения, характеризующиеся одновременно сочетанием стабильности и изменчивости, с одной стороны, являются ключевой составляющей социальной психологии личности и группы. Именно различия в психологических отношениях к содержанию и условиям выполняемой деятельности, другим людям и самому себе являются основанием для выделения содержательных психологических характеристик как отдельных личностей, так и различных социальных групп. Поэтому изменения в психологических отношениях личности и группы могут рассматриваться как следствие, результат радикальных изменений в обществе. С другой стороны, психологические отношения традиционно изучаются в качестве факторов регуляции социального поведения, совместной жизнедеятельности и взаимодействия между людьми. Поэтому  анализ психологических отношений в совокупности социально-психологических характеристик деловой активности предпринимателей представляется вполне обоснованным.

Авторы последовательно реализуют в своих исследованиях теоретическое положение субъектно-деятельностного подхода об активной роли субъекта во взаимодействии с внешними условиями его деятельности, сформулированное С.Л. Рубинштейном и в дальнейшем развитое К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинским и др. В монографии также развиваются теоретические положения А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой о психологических отношениях как системе сознательных и избирательных связей субъекта с окружающей действительностью, о диалектическом взаимодействии внешних и внутренних условий, объективных социальных отношений, в которые включается человек, и его субъективных психологических отношений к окружающему миру, о детерминации деятельности и социального поведения субъекта.

Авторы не только актуализируют названные теоретические положения, но и развивают представления о психологических отношениях предпринимателей как совокупности избирательных, осознаваемых, субъективно-оценочных, эмоционально окрашенных связей субъектов предпринимательской деятельности с различными ее сторонами Объектами психологических отношений, исследуемых автором, выступают внешние условия предпринимательской деятельности, представители различных социальных групп, с которыми предприниматели связаны партнерскими и другими формами взаимодействия, многообразные характеристики предпринимательской деятельности и предпринимателей как ее субъектов.

Предпринимательскую деятельность авторы понимают как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, находящимися в собственности субъекта, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределенности. Владение собственностью на средства производства, работа на себя, непосредственное участие в распределении прибыли и высокая ответственность за результаты ее использования являются, по мнению авторов, существенными признаками предпринимательства, отличающими его от наемного труда.

При анализе первичных данных и изложении результатов эмпирического исследования авторы опираются на разработанную ими концептуальную схему, описывающую взаимосвязи психологических отношений и экономической деятельности субъектов в изменяющихся социально-экономических условиях. В рамках этой схемы психологические отношения предпринимателей рассматриваются авторами как обусловленные, с одной стороны, индивидуально-психологическими особенностями субъекта (предпринимателя), а с другой, – конкретными социально-экономическими условиями ведения бизнеса и характеристиками самой предпринимательской деятельности, ее содержания, процессов организации и выполнения, а также результатов. В свою очередь, сами психологические отношения рассматриваются как факторы, оказывающие влияние на поведение предпринимателя, что проявляется, в частности, в выборе предпринимательства как вида экономической деятельности и его конкретной сферы, предпочтении конкретных организационно-экономических и социально-психологических условий ведения бизнеса (степени предпочитаемого риска, особенностей партнерских и конкурентных отношений и т.д.), а также в уровне деловой активности предпринимателя и динамике его изменения. При этом психологические отношения и реальная экономическая деятельность предпринимателей могут не только взаимно соответствовать, но и вступать в противоречие, о чем наглядно свидетельствуют результаты сравнения предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью и эмпирически выделенные в исследовании своеобразные социально-психологические типы “случайного предпринимателя”, “предпринимателя поневоле” (вынужденного предпринимателя) и т.д.

Результаты проведенного комплексного исследования вносят серьезный вклад в решение важной теоретической задачи – разработку научных представлений о предпринимательстве как феномене экономической психологии и структуре социально-психологических свойств российских предпринимателей как социальной группы. Особо ценными и интересными являются результаты, раскрывающие структуру мотивов выбора предпринимательской деятельности, социально-психологические характеристики успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенности предпринимательством, характеристики эмпирически выделенных социально-психологических типов предпринимателей. Полученные авторами результаты также позволяют уточнить и конкретизировать развиваемые в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН научные представления о динамике социально-психологических феноменов как результате взаимодействия организационно-экономических и социально-психологических факторов.

Изложенные в представленной монографии теоретические, эмпирические и практические результаты исследований фактически выходят за рамки анализа социально-психологических характеристик социальной группы современных российских предпринимателей. Данные, полученные в каждом отдельном эмпирическом исследовании, достоверно отражают социально-психологические и экономико-психологические последствия преобразований в российском обществе 1990-х годов и в начале первого десятилетия XXI в. Таким образом, результаты выполненного исследования можно квалифицировать и как существенный вклад в развитие отечественной исторической психологии.

Продуктивными направлениями дальнейших исследований социальной психологии российского предпринимательства является анализ гендерных особенностей психологических отношений в предпринимательской деятельности, изучение региональных особенностей психологии российских предпринимателей, выявление роли конкретных личностных свойств предпринимателей в формировании их психологических отношений и деловой активности, дальнейшая разработка социально-психологической типологии российских предпринимателей по новым критериям и др.